Ваш малыш пока еще ходит в садик, но вы уже замечаете, что он стремится познавать новое – хочет узнать больше о буквах и цифрах, пытается читать любимые книжки и оставляет каракули на бумаге, с гордостью показывая вам свое письмо. И тут родители пытаются заставить ребенка учиться. Кроха еще не пошел в первый класс, а вы уже после садика придумали для него программу чтения и письма. Прежде чем задуматься о том, как заставить ребенка хорошо учиться, посмотрите: готов ли он к этому.
Содержание
Минусы раннего развития
Любая мама хочет, чтобы ребенок хорошо учился в школе и многое умел. При этом родители стараются заполнить день крохи по максимуму: танцы, английский, музыка, спортивные тренировки. Ребенок чувствует загруженность, а беззаботное детство будто проходит мимо. Некоторые пытаются за 2 года готовить кроху к первому классу и записывают на занятия в новомодные школы раннего развития. Однако и в этих школах преподаватели стараются заставить скорее ребенка учиться. Почему же такие учреждения не всегда полезны для малышей? На это есть 4 причины.
Причина № 1. Соревнования. Ребенок еще не готов в 5 или 6 лет быть лучше всех. Но в школах раннего развития зачастую занятия проводятся таким образом, чтобы малыш стремился обогнать других детей по смекалке, находчивости и умениям. Это создает дополнительный стресс. Ребенок начинает себя чувствовать менее уверенным. Ваша задача – не водить малыша туда, где ему не нравится и не заставлять прыгнуть выше головы, чтобы его похвалили.
Причина 2. Длительность. Как бы вы ни хотели заставить ребенка хорошо учиться, помните, что высидеть более 3 часов на одном месте крохе-шестилетке кажется непосильной задачей. Природа берет свое, малышу хочется быть активным непоседой. Поэтому высиживание по струнке вызывает протест.
Причина 3. Домашние задания. Школы раннего развития не всегда отличаются от обычных школ. Разве что ценой. В некоторых учреждениях детям могут давать постоянные задания на дом: что-то нарисовать, слепить, прочитать, посчитать. Уже в 5 лет кроха чувствует себя обязанным делать уроки. Но он пока еще слишком мал для такой нагрузки.
Причина 4. Неправильный подход. Вам повезет, если вы найдете репетитора, который не следует строго программе, а подстраивается под каждого малыша индивидуально. Некоторые преподаватели могут учить детей по программе, которая явно не соответствует их возрасту. Самое важное – занятия должны проводиться в ненавязчивой игровой форме, а группа не должна состоять более, чем из 5-7 человек.
Если ребенку давать непосильную психическую нагрузку в раннем детстве, это может надолго отбить его желание учиться в обычной школе. Еще до школы кроха будет с неприязнью относиться к урокам и домашним заданиям.
Психологическая подготовка к школе
Чтобы не думать о том, как заставить ребенка-шестилетку хорошо учиться в школе, нужно сделать так, чтобы он сам был готов к плодотворной учебе. Есть четыре качества, которые сделают обучение для ребенка более интересным и понятным.
Первое качество – сила воли. Без силы воли невозможно добиться каких-либо успехов. Вам нужно вырабатывать это ценное качество у ребенка сразу. Для этого следите, чтобы он придерживался режима дня и выполняла до конца порученные ему легкие задания.
Второе качество – внимательность. У дошкольников внимание зачастую рассеивается, они не могут долго быть сконцентрированы на одной задаче. Поэтому внимательность, как и силу воли следует развивать. Для этого отлично подойдут упражнения на внимательность, а также пересказы сказок.
Третье качество – логика. Умение логически рассуждать пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.
Четвертое качество – анализ своей работы. Учите ребенка выполнять какую-либо работу (по дому, рисунок, аппликацию) и анализировать ее. Что в ней можно сделать лучше? Как можно было сделать по-другому?
Чем может помочь мама?
Мамина задача – это подумать, как заставить ребенка хорошо учиться и помочь ему в этом. Обучение – довольно сложный процесс и на первых порах малыш без вас не справится. Оставлять кроху одного с домашними заданиями не рекомендуется. Вам нужно будет не только ограничиваться категоричными «правильно – неправильно», но вместе с крохой искать способы решения поставленных задач.
Привыкание к школе не должно быть болезненным, поэтому нельзя заставлять ребенка учиться, особенно на первых порах. Старайтесь отыскать гармонию между чрезмерной опекой и попустительством.
1. Разрешите ребенку совершать ошибки и не ругайте за них.
2. Не бросайте малыша с нерешенной задачей, помогите отыскать ее решение.
3. Разнообразьте уроки, подключив образное мышление крохи.
4. Чтобы ваш ребенок хорошо учился, поощряйте его успехи похвалой или развлечением.
5. Играйте не роль строгой матери, а подруги-советчицы, которая верит, что кроха все сможет.
6. Вместе определите лучшее время для выполнения домашних заданий и строго следуйте режиму.
7. Не награждайте ребенка заранее. Выполнил работу – получил поощрение.
Домашние задания с удовольствием
Чтобы ребенок хорошо в школе учился, нужно сделать так, чтобы он захотел этого сам. Начинайте с самых первых школьных дней приучать кроху садиться за выполнение домашних заданий. Объясните, что он большой и теперь у него тоже есть определенные обязательства. Это несмышленые дети в садике могут баловаться, а школьники всегда выполняют то, что им поручают.
Заставлять насильно ребенка учиться не нужно. Пришел кроха со школы – дайте ему время восстановиться. Покормите, поговорите с ним, пусть немного отдохнет перед мультиками. Но не растягивайте на несколько часов время отдыха, иначе уроки потом будет сделать гораздо труднее. Приучайте не оставлять недоделанных заданий на выходные. Пятница – будний день. А значит, все будние дела делаются сразу.
Прежде, чем заставлять ребенка учиться, дайте ему самостоятельно вас поучить. Для этого поменяйтесь ролями. Малыш сразу будет рад почувствовать себя важным как учитель. Сядьте решать задачу и пусть он вас учит, как ее можно решить. Иногда полезно поиграть роль несмышленой ученицы, чтобы ребенок мог сбросить напряжение и без понуканий вовлечься в процесс выполнения домашних заданий.
Старайтесь усаживать кроху за уроки тогда, когда он в хорошем настроении. Создайте «рабочую», но приятную ему атмосферу. На столе не должно быть лишних предметов – только самое важное и нужное. Купите школьнику красивые принадлежности, чтобы ему было приятно заниматься, и тогда заставлять ребенка учиться не придется – он сам захочет скорее сесть за стол, чтобы писать красивыми ароматными ручками и пользоваться интересной линейкой. Пусть эти школьные принадлежности будут только для домашних заданий. Так проще переключить ребенка на «рабочий» процесс.
Век живи – век учись
Обычно у интеллектуально развитых родителей и дети интеллектуально развитые. Если мама с папой любят учиться, то и заставлять ребенка не нужно, потому что для него книжки будут нормой. Прислушайтесь, какие вы ведете разговоры дома. Чтобы ваш ребенок хорошо учился, забудьте о фразах, будто «школа – это скучно» или «привыкай, тебе еще много лет учиться». Старайтесь оставаться позитивными и настроенными на учебу сами. Посещайте обучающие семинары, смотрите научные фильмы. Своим примером вы сможете заставить ребенка учиться лучше.
Причины неприязни к школе
1. Ребенок плохо себя чувствует физически или психологически. Есть проблемы со сверстниками. В таком случае выясните причины сами или посетите врача (терапевта, психолога).
2. Ребенок слишком устает на внешкольных занятиях. Идти после уроков на танцы или английский может быть непосильной ношей. Облегчите немного ему жизнь, чтобы не пришлось делать через силу уроки.
3. Учитель или насильно пытается заставить ребенка учиться, или же рассказывает предмет неинтересно. В таком случае попытайтесь вместе с вашим чадом найти в данном предмете что-то интересное. Например, математика поможет считать сдачу, а география сделает путешествия всей семьей более насыщенными.
4. Ребенку не нравится преподаватель, а это важно, чтобы он хорошо учился. Может быть, кроха сам ведет себя демонстративно и вызывающе или показывает учителю, как его предмет ему неприятен? В таком случае он может брать пример с вас. Наладьте в доме микроклимат, дайте подростку почувствовать себя нужным и любимым.
Как мотивировать ребенка на учебу
Ребенка младшего школьного возраста можно заставить учиться при помощи интереса. А вот подростку нужна более существенная мотивация. Вряд ли он возьмется делать по нелюбимому предмету уроки. Скорее всего, домашнее задание так и останется невыполненным.
Расскажите о всех достоинствах хорошего образования и знаний. Те, кто стремятся прилежно выполнять задания в школе, смогут также волевым усилием выполнять любую работу. Знания дадут подростку больше уверенности в себе.
Чтобы ребенок хорошо учился, пусть он хотя бы выберет любимые для себя предметы и станет в них лучшим из лучших. В подростковом возрасте дух соревнования помогает уже достигать высот. Заставить ребенка учиться на самом деле нетрудно, если действовать, исходя из его интересов.
Учеба в радость
Чтобы ненавязчиво заставить ребенка учиться, помогите ему максимально эффективно организовать образовательный процесс.
Чтение. Чтобы легче пересказывать большие тексты, научите ребенка выделять из них самое главное, делая уроки. Научите вашего школьника скорочтению.
Математика. Для успеха в этом предмете нужна внимательность. Не нужно заставлять ребенка учиться, просто покажите, что каждое действие должно быть продуманным и аккуратным. Давайте во время отдыха разгадывать головоломки и загадки.
История. Чтобы ребенок хорошо учился, учите его привязывать даты к определенным событиям в жизни.
География. Сочетайте теорию и практику. Прочитав о видах почв, пойдите на прогулку и попробуйте определить вид почвы. Так ребенку станет намного интереснее.
Для привития любви к учебе, нужно проявить креативность. Старайтесь не давить на ребенка, а узнать, что ему приносит удовольствие.
ПОЛУЧАЙ РАССЫЛКУ ЛУЧШИХ СТАТЕЙ