Когда мой сын ходил в детский сад, каждый день утром и вечером в раздевалке я (и не только я, но и другие родители с детьми) наблюдали одну и ту же картину. Ходил в эту же группу мальчик Вовочка. Настолько невоспитанный и непослушный ребёнок, до невозможности. Обе воспитательницы, нянечка весь день только и делали, что бегали за ним. То он за ограду уйдет, то на крышу по пожарной лестнице заберётся, то на дерево. Воспитательница всё время пыталась его держать за руку, но он вырывался и убегал. Ребёнок не слушался никого, даже родителей. Всех детей зовут на прогулку, он прячется в спальне, все идут обедать, он бежит играть, все ребята укладываются спать, он просит есть. Совершенно не знали, что с ним делать и как быть. Самое печальное, что по прошествии некоторого времени он совершенно не изменил своё поведение. Очень тяжело ему далась школа при таком поведении и отсутствия воспитания.
Содержание
Конечно, в воспитании, а вернее его отсутствии, виноваты в первую очередь родители. Они не смогли или не захотели, чтобы сын начал воспринимать их просьбы серьёзно. Я несколько раз была свидетелем общения Вовочки и с папой, и с мамой. Ребёнок не слушался и не воспринимал их, впрочем, как и всех окружающих.
А всё потому, что у него никто не попытался выработать привычку быть послушным, а все просьбы или даже приказы родители отдавали, скорее всего, как-то несерьёзно, не акцентируя внимания малыша, не показывая важность приказов и просьб.
Причина детского непослушания
Что же делать, если ребёнок никого не слушается. При воспитании детей должна выстроиться чёткая система «сказал – сделал». Если папа или мама пообещали, что после невыполнения ребёнком обещания последует наказание или лишение чего-либо, значит так и надо делать. Только в этом случае малыш увидит последовательность «слово – дело». Стоит только родителям расслабиться и не выполнить обещание, ребёнок обязательно воспользуется этой слабостью, а родители потеряют авторитет. Но не забывайте, что эта система должна работать не только при наказании, но и при поощрении. Если обещали сводить в кино, то выполняйте.
Если ребёнок непослушный
У моего сына при поступлении в первый класс были большие проблемы – он категорически не хотел ходить в школу и учиться. Но самое страшное для него было – это выполнение домашнего задания. Он делал всё, чтобы оттянуть этот неприятный для него момент. Сначала начинала болеть голова, он жутко хотел есть, потом спать, потом в туалете сидел по два часа, потом он вдруг «терял» все тетради, учебники и дневник… Думаю, для многих знакомая картина.
Моя родственница мне подсказала выработать одну хорошую систему – систему бонусов для непослушного ребёнка. Она сразу устранила причину детского непослушания. Система заработала практически сразу и имела накопительный характер. Каждое утро мы с сыном планировали день – все его дела, я давала задания, а он говорил о своих желаниях. Если в течение дня он все дела делал хорошо, я ему ставила определённый балл. А желания оценивались на определённое количество баллов.
В конце каждого дня подводился итог и в конце недели. Если баллов накапливалось достаточно для выполнения желания, мы торжественно всей семьёй шли покупать очередную машинку или в детский игровой центр и так далее. В такие моменты ребёнок чётко прослеживал, что его действия дают определённый результат. Одновременно с этим плохое поведение, невыполнение домашнего задания или другие проступки снимали баллы, и желание становилось менее достижимым. Через несколько месяцев мой сын уже сам начал планировать свой день, стал самостоятельнее и ответственнее, и главное, без криков сам (это очень важно) начал выполнять домашнюю работу.
Что делать, если ребёнок не слушается?
Родительский авторитет не появляется на пустом месте, его нужно завоевать. Сделать это не как просто, как кажется. Если вы у ребёнка в авторитете, пока он маленький будет слушать, а затем, когда вырастет, начнёт прислушиваться к вам и вашим бесценным советам. Как ни странно, оказывается, слушаться родителей – это привычка, выработанная у ребёнка годами. Причём, у неё две стороны – положительная и отрицательная. Некоторые дети начинают слушаться всех и каждого. Конечно, это не лучший вариант. Другие дети не слушаются никого, даже родителей. И это плохо. Поэтому у малыша, начиная с двух лет обязательно нужно выработать привычку слушаться именно родителей.
Если у вас получится выработать такую привычку, считайте, что половина проблем с воспитанием у вас решена, а причина детского непослушания устранена. Ребёнок сначала будет вас слушаться (вы убережёте его от многих неприятностей), а когда он станет старше или повзрослеет, будет прислушиваться к вашим советам. В любом случае у вас появится родительский авторитет.
Шаги к привычке послушания
В детской практической психологии существует методика выработки привычки послушания. Называется она «Восемь шагов». Это поэтапная методика, её лучше применять к детям в возрасте от двух до двенадцати лет. Методика рассчитана на долго время. Просто возьмите её на вооружение и пользуйтесь по мере взросления малыша. После двенадцати лет ваш ребёнок уже станет другом для вас, а воспитание превратится в самовоспитание. Родители уже будут играть роль направляющих по жизненному пути.
Первый шаг – пристройка
Сначала понаблюдайте за ребёнком и выясните, что он любит делать больше всего, в какое время и как. Например, Маша любит танцевать. Включите её любимую песню и пригласите на танец. То есть вы сказали ей, чтобы она шла танцевать, а она послушалась. Или Саша любит лепить колобки. А вы его попросили слепить большой жёлтый колобок. Он с удовольствием это сделал. Но в итоге получается, что вы ему сказали, направили его действие, а он выполнил вашу просьбу, то есть послушался.
Постоянно приучайте с полутора-двух лет деток выполнять таким образом ваши просьбы, чтобы им это казалось естественным. И непослушный ребёнок превратится в послушного.
Второй шаг – приручение
Одна моя знакомая как-то сказала, что воспитание детей ничем не отличается от дрессировки. В этом что-то есть, как и во втором шаге. Ребёнок не слушается родителей, когда они зовут его? Приучите его приходить к вам по каждому зову. Чаще всего получается наоборот, когда ребёнок кричит или хнычет, а к нему прибегают сначала мама, потом папа, затем подключаются бабушка с дедушкой. Ребёнок чётко понимает, что надо делать и как звать. Но мы же взрослые – мы хитрее!
Как сделать так, чтобы ребёнок прибегал к вам? Очень просто – используйте детский «корм» – любимые лакомства ребёнка – печенье, конфеты, фрукты. Попросите их принести вам и отдайте ребёнку или дайте задание угостить всех, а главное себя.
Ещё один вариант – вовлеките малыша в любую подвижную игру, чтобы он прибегал к вам за чем-нибудь. Или давайте ему любое поручение, которое ему нравится. Например, расставить тарелки для гостей или принести хлеб. Обязательно хвалите его за каждое дело. Тогда он с удовольствием будет прибегать к вам по каждому зову.
Третий шаг – дипломатия
Ребёнок не слушается родителей, спорит, отказывается выполнять просьбы? Научите малыша дипломатии, то есть искусству вести переговоры. Вы думаете, что в два или три года он не может думать или размышлять? Вы ошибаетесь. Поговорите с ним как со взрослым, объясните ему причины и последствия. А главное, научите его держать своё слово, то есть выполнять договорённость.
Например, малыш разыгрался и не хочет идти спать. Если ребёнок непослушный, предупредите его, что через час он должен лежать в кроватке и смотреть интересные сны. Он согласится и продолжает играть. Через полчаса, когда настаёт время умываться перед сном и чистить зубы, напомните ему об этом и объясните, что он должен выспаться, завтра рано вставать, а перед сном вы хотели ему почитать ещё сказку. Ему неохота отрываться от игры. Но вы возьмите с него обещание через десять минут оказаться в кровати и поставьте таймер рядом с ним. Когда таймер прозвучит, возьмите малыша за руку и отведите в ванную, а затем в постель. Скажите, что он обещал, а свои обещания нужно выполнять. И капризы здесь не помогут. Нельзя нарушать правила. Тому, кто нарушает правила, не доверяют серьёзных дел, и он лишается доверия. Пусть остальные члены семьи поддержат вас, тогда ребёнок быстрее поймёт, что он несёт ответственность за свои обещания и поступки. Даже если ему всего два года.
Четвёртый шаг – «Это важно!»
С младенчества дети «тестируют» поведение взрослых своими капризами. Они проверяют, как и кто отреагирует на их каприз. Например, падая в истерике перед полкой с желаемой игрушкой в детском магазине. Не сдавайтесь! Игнорируйте такие капризы. Постарайтесь объяснить ребёнку, который не слушается родителей, что в данный момент у вас есть другие цели. Покажите ему ваш список покупок, где не вписана его любимая игрушка. Можно пообещать купить её в следующем месяце или на день рождения. Пусть ребёнок поймёт, что кроме его желаний существуют и другие, более важные. Так и скажите ему: «Это важно»!
Пятый шаг – первые требования
Вы видите, что первые четыре правила действуют безотказно. Непослушный ребёнок вроде бы превратился в послушного. Малыш бежит к вам по первому зову, когда вы предлагаете что-то интересное, он не устраивает истерик, выполняет свои обещания и умеет договариваться. Но просьба и требование всё-таки отличаются. Просьбу мы озвучиваем намного мягче, а требование и выглядит совсем иначе, и используется в других ситуациях. Увеличивайте свои требования постепенно, начиная с малого. Если ребёнок непослушный, потребуйте перед сном сначала поднять в-о-о-н ту машинку, на следующий вечер все кубики, а уже потом все разбросанные игрушки. Если ребёнок просит вас о помощи, конечно, помогите, но с условием, что только сегодня.
Ребёнок не слушается родителей? Заручитесь семейной поддержкой в своих требованиях. Требования должны быть чётко сформулированными и выполнимыми ребёнком, иначе он не поймёт, что надо делать сейчас, а что потом. Если ваши требования малыш выполнил не в полной мере, не ругайте его, а просто укажите на ошибку и попросите исправиться в следующий раз. Обязательно похвалите и приласкайте ребёнка за то, что он выполнил ваши требования. Скажите, что он у вас просто умница. Тогда в следующий раз он всё сделает правильно.
Шестой шаг – система требований
После выполнения одиночных требований можно приучать малыша к обязанностям. Объясните непослушному ребёнку, что каждый член семьи имеет свои обязанности. Что делает папа, что мама, что старшие дети, а что бабушка и дедушка. Для чего каждый делает своё дело, скажите малышу, что все вместе – это семья, и каждый участвует в семейных делах наравне, и что ему тоже пора вносить свой пока маленький, но очень важный вклад в семейное дело.
Самый сложный этот период, пожалуй, для мамы. Ведь намного проще сделать все дела самой. А непослушного ребёнка надо обучать, контролировать, объяснять, почему так, а не иначе нужно делать, вместе исправлять ошибки. На это уходит очень много сил, терпения и времени. Но ведь если вы сейчас потратите на воспитание малыша терпение, силы, время, то в дальнейшем вы будете намного увереннее и спокойнее за своё чадо. Потому он сам сможет сходить в магазин и выбрать продукты по списку, или когда придёт время ходить в школу, он сам сможет собрать портфель, выполнить задания учителя и даже пойти в школу.
На первых порах вам придётся постоянно напоминать непослушному ребёнку, что и когда он должен делать. Это нормально. Он сразу всего и не запомнит. Но потом он должен понять, что помнить о своих обязанностях тоже должен он сам.
Седьмой шаг – самостоятельность
Это очень важное достижение ваше и вашего малыша. Ведь до самостоятельности путь трудный. Как отличить самостоятельность от требований? Самостоятельно принимать решения – вот основа самостоятельности. Не бойтесь доверять ребёнку выполнение серьёзных поручений. Например, помочь папе собрать велосипед, записаться в школьный кружок самому или приготовить завтрак маме.
Сначала малыш не обойдётся без вашей поддержки и советов, будет постоянно переспрашивать. Не отмахивайтесь, помогите ему довести дело до конца, а за достигнутый результат обязательно похвалите ребёнка и обоснуйте свою похвалу.
Давайте задания от простых к сложным, увеличивая ответственность. Итогом вашей совместной отличной работы может стать момент, когда вы сможете уже подростка оставить одного на несколько дней, уехав, например, в командировку или к родным.
Восьмой шаг – ответственность
Ребёнок, который не слушается родителей, должен понимать, что если он не справится с полученным заданием, ему (или вам) придётся каким-то образом ответить за ошибку. Обязательно объясните перед выполнением задания, что будет, если он его не выполнит. То есть он должен понимать степень важности задания.
Доктор Комаровский — непослушный ребенок видео:
Не всё сразу получится идеально. И это нормально! Путь воспитания долгий и трудный, но одновременно очень интересный. Потому что в процессе воспитания вы участвуете вместе со своими самыми дорогими и горячо любимыми детьми. А главная задача любого родителя, воспитать ребёнка так, чтобы он смог легко жить без вашей опеки.
ПОЛУЧАЙ РАССЫЛКУ ЛУЧШИХ СТАТЕЙ
КОММЕНТАРИИ:2